Серьезность, изменения настроения у детей

Ребенок с заболеванием, проявляющимся болью, причину которой вначале установить не удалось
Ребенок с заболеванием, проявляющимся болью, причину которой вначале установить не удалось

Веселость является столь естественным для детей состоя­нием, что серьезный вид или серьезность сразу же должны вызвать подозрение. Всегда заставляет настораживаться вы­ражение лица ребенка, отражающее равнодушие или депрессию. Такой ребенок играет неохотно, без интереса. Он быстро ста­новится угрюмым, плаксивым, отрицательно относится к такому обременению, как обследования, прием пищи, попытки ухажи­вать за ним, и даже ко всякому дружескому сближению. Время появления угрюмости, исчезновение веселости довольно точно указывает на начало острых или хронических заболеваний в анамнезе.

Исчезновение веселости, серьезность, угрюмость могут быть следствием разных причин, таких как: острые и хронические инфекции (бактериальные, вирусные, грибковые и паразитар­ные); аллергия с различными органными проявлениями; острые и хронические нарушения обмена, новообразования; хрониче­ские дегенеративные заболевания отдельных органов разной этиологии, прежде всего сердца, легких, печени и почек; тяжелые формы анемии; переломы; особые психические нагрузки в связи с конфликтом с родителями, друзьями, при конфликтах в фазы созревания, в чуждой обста­новке (детский дом, больница), при длительном пребывании в детских домах или отделениях интенсивной терапии (психи­ческий госпитализм).

Серьезность и изменение настроения ребенка часто сопро­вождаются другими симптомами нарушенного состояния и не­нормального поведения, в том числе одышкой и болью. Эти нарушения сперва могут быть нечетко выраженными и выяв­ляться только при дальнейшем углубленном обследовании. Необычная серьезность ребенка в этих случаях может быть отражением самой начальной формы дыхательной недостаточности ИЛИ признаком начинающейся боли. Отдельные причины одышки, боли, отсутствия аппетита Описаны в соответствующих отделах.

Общие сведения о боли
Тот же ребенок, причина боли еще не установлена.
Тот же ребенок, причина боли еще не установлена.

Надежные сведения о локализации, характере, давности и возможной причине боли удается получить в лучшем случае от детей школьного возраста. Восприимчивость к боли у детей еще более индивидуальна, чем у взрослых, и очень различна в зависимости от ситуации. Восприимчивость к боли и ее внешние проявления усили­вают: перенесенный ранее испуг (страх ожидания); страх перед последствиями повреждения (например, вид крови); гнев, вы­званный происшествием, удары как наказание, удары более сильных сверстников, механические воздействия, например, удар дверью, которую маленький ребенок персонифицирует и вос­принимает как живое «зло».

Восприимчивость к боли и ее внешние проявления умень­шают: страх перед врачебным вмешательством (эффект вытес­нения; типичная ситуация: исчезновение зубной боли, как толь­ко пациент уселся в зубоврачебное кресло); страх перед нака­занием за повреждение, полученное по собственной вине; накал борьбы, стремление к победе (изредка; обычно у более стар­ших школьников и юношей); неосведомленность о серьезности полученного повреждения (видимая отвага маленького ребенка, еще незнакомого с болью).

Качественная характеристика боли. Боль может быть колю­щей и жгучей, рвущей и пульсирующей, сверлящей, постоянной и приступообразной, стреляющей, спастической, сдавливающей, болью как при ранах, тупой или резкой.

Чем младше ребенок, тем он менее способен описать свою боль. Но тем важнее установить причины и характер боли по имеющимся симптомам. Наибольшие трудности в подобных случаях возникают именно у самых ма­леньких детей. У них нельзя с достаточной точностью судить о боли по выражению лица или по положению тела. Грудные дети, как правило, бурно выражают свои болевые ощущения криком и плачем. Их реакция меньше, чем в других возрастных группах, связана с истинной силой боли, а обусловлена преиму­щественно ее угрозой. Ощущения, которые у взрослых или у детей старшего возраста можно было бы охарактеризовать как «недомогание», у маленьких детей часто вызывают картину максимальных болевых проявлений. Опыт и наблюдательность врача позволяют сделать правильное диагностическое заключе­ние на основании внешних болевых проявлений у грудных мла­денцев, еще не умеющих говорить.

Большое значение имеют два простых способа. Чтобы правильно оценить силу болевых ощущений, пытаются успокоить ребенка уговорами, отвлечь игрой, пищей, берут его на руки. Эти уловки не влияют на действительно сильную боль.

Поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *