Невроз у детей (Важно знать!)

Психоневротический конфликт не осознается в связи с реп­рессией, защитным механизмом, который иногда или постоянно предохраняет сознание от конфликта. При ослаблении этого механизма появляются симптомы невроза. У детей специфичес­кие неврозы обычно не развиваются, скорее они проявляются множественными неврозами или невротическими чертами. По­следние могут быть тесно связаны с лежащими в их основе нарушениями личности. Прогноз для большинства детских нев­розов относительно благоприятйый.

Очень тревожным называют ребенка с отклонениями в поведении, выходящими за рамки разумного. Ребенок в этом случае может быть исключительно робким, застенчивым, не­уверенным в себе, часто плачет, может страдать бессонницей, тиками и др. Одна из форм такого поведения проявляется в виде так называемой школьной фобии. Эти дети скорее стра­дают от разлуки с родителями, чем истинной фобией. Помимо выраженной тревоги по утрам, они могут испытывать особенно сильную тревогу ночью, когда при резко сниженном сенсорном фоне они становятся более «доступными» для фантазий. Врач должен помочь родителям разгадать источник тревоги.

Тревоги у детей, страдающих фобиями, сфокусированы и спроецированы в умственных стереотипах. Вместо того чтобы испытывать тревогу вообще, они начинают тревожиться только в определенных условиях: в присутствии собаки, в темноте, на высоте, вне дома, при виде человека с бородой и др. Выбор объекта страха не осознан и обычно связан с причиной тревоги. Например, мысли об убийстве будоражат сознание ребенка, в результате чего у него появляется страх того, что в темноте может находиться убийца или чудовище. Фобические неврозы могут разрешаться спонтанно, если не подкрепляются новыми источниками тревоги. Если же они не разрешаются, прогнози­ровать умственное и эмоциональное развитие ребенка трудно.

Родители детей, страдающих фобиями, должны сохранять спокойствие в присутствии детей. Если же они начинают трево­житься и паниковать, то дети могут сделать вывод, что этого действительно следует бояться. Спокойное поведение родителей представляет собой лучший пример или модель поведения для ребенка в борьбе с обычными и неизбежными тревогами. Наи­более мощным терапевтическим средством, которым может пользоваться врач в этих условиях, — это способность родите­лей слушать, понимать и, конечно же, их собственное спокой­ствие.

У детей, страдающих неврозом, проявляющимся навязчивы­ми состояниями, страхи и психологические конфликты могут перейти в явно бессмысленные ритуалы. Например, конфликт в сексуальной сфере может привести к тому, что мальчик сосре­доточивает свое внимание на области гениталий. По его мнению,, другие также желают увидеть его половой член, поэтому, вхо­дя в комнату, он прежде всего смотрит вниз, проверяя, застег­нуты ли его штанишки, и каждые несколько минут проверяет пояс на них: все ли в порядке. Навязчивые ритуалы не всегда следует рассматривать как патологию. Если они становятся слишком выраженными и стойкими, требуется помощь психиат­ра. Навязчивые состояния обычно труднее поддаются лечению по сравнению с фобиями, и некоторые авторы предполагают, что в их формировании участвуют генетически обусловленные факторы. Больные дети стремятся быть серьезными, «взрослы­ми», суровыми и разборчивыми. С другой стороны, проявлением навязчивых состояний может быть самодисциплина, помогающая ребенку в этих случаях стать организованными, достичь успеха в разных областях деятельности и утвердиться в самоуважении. Обычно они хорошо учатся в школе, институте, и среди тех, кто достиг определенных профессиональных успехов, можно всегда найти достигших этого благодаря некоторым элементам, навязчивости в их характере.

Дети с истерическими неврозами способны подав­лять определенные состояния без явных проявлений тревоги (эквивалент забывания). В состоянии диссоциации ребенок мо­жет иногда ощущать себя другим лицом. При большей орга­низованности (при неосознанном уходе от действи­тельности) ребенок может осуществлять довольно сложные серии поведенческих актов, затем, переходя к обычному состо­янию, не помнит ничего об этом периоде. Это не то же самое,, что сомнамбулизм, а скорее всего феномен множественности личности. Многие родители сообщают, что иногда они отмечают у ребенка заметные изменения личности, которые быстро исче­зают. Эти варианты поведения почти всегда происходят на фоне заметных колебаний настроения по сравнению со случаями не­осознанного ухода от действительности или диссоциации. Лоб-но-долевая эпилепсия может вызывать необычные поведенческие акты, что редко продолжается более нескольких минут. Эти периоды выпадают из памяти ребенка так же, как и периоды ухода от действительности, но в отличие от последних закан­чиваются сном. С целью дифференциальной диагностики можно прибегнуть к помощи ЭЭГ. К наиболее характерным истериче­ским неврозам относятся конверсионные истерические расстройства, в основе которых лежат реализация подав­ленного психического конфликта и часто, если не всегда, мо­дель поведения, знакомая ребенку. Например, ребенок, пере­несший бронхит, может поддерживать видимость заболевания или вернуться к ней позднее, что проявляется у него хроничес­ким истерическим кашлем. Симптом обусловлен, по-видимому, попыткой решить психологический конфликт и вызвать заботу родителей. Или, например, у ребенка есть бабушка, у которой сразу же начинаются боли в ноге, когда она желает избежать стрессовой ситуации. Эти факторы неосознанно или сознательно подмечаются ребенком, который в аналогичных ситуациях на­чинает представлять себя инвалидом. Симптомы конверсионных расстройств часто отличаются причудливостью и «немедицин­ским» характером. Они отражают представление некомпетент­ных лиц о парализованном, слепом, немом человеке и др. Дети в таких случаях не притворяются и не симулируют, поэтому их не следует обвинять в этом. Они верят в то, что с ними действительно что-то случилось, а родители своей тревогой ча­сто укрепляют в них эту уверенность. В связи с этим дети часто удивляются, не видя на лице врача той тревоги, которую ожи­дали увидеть. При направлении на консультацию к психиатру педиатр может натолкнуться на определенные трудности, так как ребенок и родители усматривают в этом некоторый вызов единству их ощущений и чувств. Консультацию у психиатра следует объяснить тем, что она обязательна как часть общего обследования ребенка. Возможно, большинство конверсионных симптомов исчезнет после беседы с врачом. Чаще всего диаг­ностические и терапевтические подходы заключаются в выявле­нии причины вторично приобретенных симптомов (прогулы школьных занятий, зависимость). Если удается элиминировать эту причину, то симптоматика нередко исчезает спонтанно.

Поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *