Как развивалась наука о педиатрии?

История педиатрии как науки неотделима от изменений судьбы детей в процессе исторического развития общества. Никогда прежде общественная и государственная защита детей не была выражена в такой степени, как сейчас. Тем более, если сравнить с тем положением, когда незаконнорожденных, больных или просто нежеланных детей родители совершенно безнаказанно могли оставить на базарной площади, подбросить на церковную паперть, просто покинуть в чистом поле.

О подкидышах и домах приюта. С развитием средневековой городской культурыпостепенно пробуждалось и чувство ответственности за судьбу брошенных детей. Чтобы спасти их, лучшие из горожан учредили детские приюты. Система приютов вместе с мрачной жизнью в них просуществовала вплоть до конца прошлого века. Приюты начинались с вращающейся корзинки. Она обеспечивала анонимность родителей в случае рождения внебрачного ребенка. Ребенка помещали в корзинку, встроенную в ворота приюта, и звонили. Выходила монахиня, поворачивала корзинку и вносила в приют нового обитателя. Часть детей отдавали на воспитание приемным родителям, обычно в деревню. Эти дети находились в лучших условиях, нежели их сверстники, содержавшиеся в переполненных приютах, где одна инфекция сменяла другую. Смертность в приютах крупнейших городов мира доходила до 30-90%. Эти цифры, с одной стороны, отражают убожество приютов, с другой — помогают понять причины крайне высокой детской смертности; вообще в крупнейших городах мира, как Париж, Вена, Рим, Москва, «незаконнорожденные» составляли до однойчетверти всех новорожденных.О воспитании детей. В странах античного мира методы воспитания были гораздо более благоприятными для детей, нежели в последующие века. Начиная с мрачных времен средневековья вплоть до прошлого столетия учитель, хозяин, да и глава семьи требовали от детей беспрекословного повиновения, детей пороли, морили голодом. Методы воспитания, обучения, обращения с детьми, отвечающие потребностям развивающейся психики ребенка, зародились только во времена великой французской революции и стали общепринятыми уже в XX столетии.Много страданий было связано с широким применением детского труда в ранний период развития капиталистического общества. Возьмем только один пример: одна из комиссий британского парламента установила в 1833 году, что на ткацких фабриках дети принимались на работу с 5-9 лет, а их рабочий день продолжался 14-15 часов. Против эксплуатации детского труда выступали в своих произведениях великие писатели, напри-мер Диккенс, этомупосвящена одна из частей Коммунистического манифеста 1848 года.Детским болезням посвящены отдельные главы древнейших книг по медицине, причем отдельные описания и понятия не утратили своего значения и сейчас. Первую книгу по педиатрии написал в IX веке персидский врач Razes. Более точные клинические наблюдения и описания отдельных заболеваний, как хорея, скарлатина, рахит, были сделаны значительно позже, только с XVII века.Детские больницы. Поворотным пунктом в развитии педиатрии следует считать создание в 1802 году первой детской больницы в Париже. До этого дети находились в одних больничных палатах со взрослыми, причем число коек в таких палатах доходило до сотен. В тридцатых годах XIX века примеру Парижа последовали Петербург (1834), Вена, Будапешт (1839), а позднее — Лондон, Стокгольм, Филадельфия. Однако эти первые детские больницы — из-за незнания основ питания, гигиены, а также недостаточной изоляции больных друг от друга — еще не отвечали своему назначению.Смертность среди госпитализированных грудных детей даже в конце прошлого века доходила до 70%.И все же именно в сиротских приютах и убогих больницах на рубеже нашего столетия были заложены основы современной педиатрии. Одно за другим появляются классические описания клинических проявлений болезней, предпринимаются попытки изучить патоанатомические, а затем — в связи с развитием бактериологии, химии и физиологии-этиологические и патофизиологические основы различных заболеваний. Исследования, начатые с клинических наблюдений, описаний и отграничений отдельных синдромов, сменились попытками нахождения вызвавших их причин и стремлением разрешить вопросы, связанные с терапией и профилактикой, на естественнонаучной основе. История дифтерии является, по-видимому, одной из самых замечательных иллюстраций пути развития знаний в тот период. Клиническую картину заболевания описал впервые Bretonneau в 1826 году. В 1884 году Loffler сумел установить причину заболевания, выделив чистуюкультуру возбудителя, затем, в 1889 году Roux и Yersin открыли токсин, а в 1890 г. Behring — антитоксин, клиническая оценка которого связана, среди прочих, с именем венгерского педиатра J. Bokay. Наконец, в 1922 г. Ramon предложил активную защитную прививку анатоксином.Крупными достижениями начала нашего века были коренное улучшение гигиены молочного питания и асептических мероприятий в больницах, а также признание важности организации детских консультаций. Эти мероприятия вместе с постоянно улучшавшейся системой прививок, а также открытие и применение витаминов явились основой профилактической педиатрии.Постепенно совершенствующаяся профилактика, выяснение закономерностей различных заболеваний и построенная на этом система лечения с использованием новейших достижений, — например, применение антибиотиков — все это компоненты одного из самых крупных завоеваний современной медицины: резкого уменьшения смертности детей, особенно смертности в грудном возрасте, которая внаше время сократилась до одной шестой величины смертности в начале века.Последствием успешного разрешения проблем, связанных с такими заболеваниями, как энтероколит, инфекционные заболевания, дистрофия и атрофия, явилось возникновение новых направлений исследований. Среди них следует выделить неонатологию, которая уже принесла значительные результаты в исследовании патофизиологии перинатальных поражений, а также возможных путей их преодоления. Весьма ощутимо углубление знаний о внутриутробном периоде жизни, о механизме наследственных болезней, особенно об энзимопатиях. Эти направления исследований опираются прежде всего на биохимию и генетику. Первые профилактические мероприятия, как возможное предупреждение дефектов развития, родовых осложнений и перинатальных поражений, начинают осущест-вляться и в этой области педиатрии.Если ранее педиатрия занималась прежде всего соматическими заболеваниями и отклонениями, то в последние десятилетия все большее значениеприобретает изучение нормально го психического развития и созревания ребенка. Общепризнана роль психических факторов в соматических заболеваниях, а также важность нормального формирования поведенческих актов как в жизни индивидуума, так и общества.Следующим важным направлением является восстановительная терапия (реабилитация), цель которой — восстановление, по крайней мере частичное, функций отдельных частей нервной системы и других органов.Значительным результатам, достигнутым педиатрией, способствовало то, что отдельные исследователи, общество, государства и человечество в целом не жалели усилий для оказания помощи детям. Происходило постепенное повышение ответственности за судьбу детей. В бюджетах многих стран расходы надетские лечебные учреждения,атакже намероприятия по защите детей занимают важное место. В борьбе против массовых заболеваний детей и детской смертности в развивающихся странах важное место занимают мероприятия Всемирной ОрганизацииЗдравоохранения.Венгерская педиатрия имеет старые и добрые традиции. Как уже отметили выше, в Будапеште была организована одна из первых детских больниц в мире. Первый венгерский профессор педиатр A. Schopf-Merei должен был покинуть родину после поражения освободительной борьбы 1848 — 1849 гг. и приобрел известность своими трудами в Манчестере. Профессора J. Bokay и P. Heim заложили своими трудами основы со-временной педиатрии.

Поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *